Суббота, 18.05.2024, 21:16
Приветствую Вас, Гость | RSS
Наш опрос
Какую рода информацию Вы хотели бы видеть на нашем сайте?
Всего ответов: 75
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Декабрь » 26 » Следователи рассказывают о расследовании ДТП
11:35
Следователи рассказывают о расследовании ДТП

Большинство автомобильных аварий, в которых пострадали или погибли люди, вызывают большой резонанс. Но часто мы знаем только предварительную версию произошедшего, о ходе и итогах расследования ДТП с тяжкими последствиями редко кто сообщает. Мы решили исправить ситуацию. Сотрудники Минской городской прокуратуры и отдела расследований ДТП ГУВД Мингорисполкома согласились ответить на наиболее типичные вопросы посетителей сайта. Задавать их предлагалось в одной из веток форума. Однако первая реакция показала, что для начала необходимо верно расставить акценты. Поэтому первая такая публикация касается общих вопросов, которые часто возникают у участников дорожного движения.

Итак, на вопросы отвечают заместитель прокурора столицы Владимир Мацель, старший прокурор отдела по надзору за следствием в органах внутренних дел Минской городской прокуратуры Дмитрий Лукьянов и начальник отдела расследований ДТП СУ ПР ГУВД Мингорисполкома Илья Волозин.

— Сколько времени отводится на расследование ДТП, в которых пострадали или погибли люди? Почему этот процесс порой затягивается?

— Сразу же после совершения ДТП проводится доследственная проверка, которая начинается с осмотра места происшествия. Обычно она проводится в срок до десяти дней, но может быть продлена до двух, а в исключительных случаях — до трех месяцев. В это время, в частности, назначается судебно-медицинская экспертиза, устанавливается степень тяжести последствий для пострадавших, опрашиваются участники и очевидцы ДТП. То есть выясняется, есть ли основания для возбуждения уголовного дела. Оно может быть возбуждено, если в действиях участника дорожного движения усматривается нарушение ПДД, приведшее к причинению тяжких телесных повреждений или гибели человека.

После проведения доследственной проверки в случае, если в действиях участника ДТП усматривается состав преступления (предусмотренного статьей 317 Уголовного кодекса (далее УК) «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств»), в отношении него возбуждается уголовное дело. Именно с этого момента начинается предварительное расследование.

В соответствии со статьей 190 Уголовно-процессуального кодекса (далее УПК) предварительное расследование по уголовным делам должно быть окончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня возбуждения уголовного дела и до передачи дела прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу. Срок расследования может быть продлен прокурором по ходатайству органа расследования.


В 65—70% случаев предварительное расследование заканчивается в двухмесячный срок. Однако он может быть продлен. Много времени, например, может занимать проведение экспертиз — судебно-медицинской, автотехнической, трасологической, криминалистической, генотипоскопической. Зачастую сложность вызывает проведение судебно-медицинской экспертизы, производство которой иногда возможно только после окончания лечения пострадавшего в ДТП. А этот процесс порой затягивается.

— Действительно, почему часто называют срок в 122 дня?

— Дело в том, что судебно-медицинская экспертиза определяет степень тяжести травм по различным критериям: насколько опасны они для жизни и здоровья пострадавшего, а также по длительности лечения. Если срок лечения пострадавшего, у которого диагностированы определенные телесные повреждения, полученные в результате ДТП (например, травма позвоночника), превышает 122 дня, то это может квалифицироваться как тяжкие телесные повреждения.

Иногда судебно-медицинские эксперты не могут дать оценку тяжести телесных повреждений быстро, так как необходимы контрольные снимки и медицинские документы, сделанные спустя 122 дня лечения пострадавшего. К этому времени в возбуждении уголовного дела уже отказано, и тогда в прокуратуру подается ходатайство об отмене решения и назначении дополнительной судебно-медицинской экспертизы, которая окончательно определит степень тяжести телесных повреждений. По результатам этой дополнительной экспертизы и принимается окончательное решение относительно возбуждения уголовного дела.

— Что включает в себя понятие «расследование»?

— Это означает, что мы принимаем все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, собираем доказательства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, устанавливаем обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов участвующих в уголовном деле лиц.

Любая деталь при расследовании дорожно-транспортного происшествия принимается во внимание. Окончательные выводы делаются только после проведения необходимых экспертиз и иных следственных действий (запросы о погодных условиях, расстановке дорожных знаков, сбора характеризующего материала на участников ДТП и т. д.), допроса участников и очевидцев. Невозможно после совершения ДТП сказать, кто является виновником, с какой скоростью двигался автомобиль или где пересекал проезжую часть пешеход. Спешка здесь неуместна.


Приведем такой пример. На одном из минских перекрестков произошло ДТП: мотоцикл двигался прямо, девушка за рулем автомобиля ехала навстречу и при повороте налево не пропустила мотоциклиста. Казалось бы, ее вина очевидна. Однако после проведения следственного эксперимента и нескольких экспертиз было установлено, что она не могла видеть мотоцикл, который двигался со значительным превышением скорости и внезапно показался из-за горки. Именно нарушение со стороны мотоциклиста было признано причиной аварии.

— Кто осуществляет надзор за следствием?

— В Минске — городская прокуратура, в частности отдел по надзору за следствием в органах внутренних дел. Его сотрудники следят за полнотой и всесторонностью проведения предварительного расследования и законностью принимаемых решений органом уголовного преследования.

В частности, внимание уделяется следующему: все ли участники и очевидцы ДТП допрошены, соблюдены ли сроки расследования, предоставлен ли обвиняемому адвокат, как проводился осмотр места происшествия (учтены ли погодные условия, расстановка дорожных знаков, освещения и т. д.). Анализируются представленные характеристики — с места работы, с места жительства участников ДТП, учитывается, привлекались ли они ранее к административной или уголовной ответственности.

Словом, осуществляется надзор за процессуальной деятельностью сотрудников отдела расследования ДТП ГУВД и отдела дознания Минской ГАИ. Пристальное внимание уделяется также профилактической работе. Прокуратуру прежде всего интересует, вносятся ли представления по фактам совершения ДТП по месту работы водителей (автобазы, автопарки и т. д.) и как они рассматриваются. Не должно быть формального подхода к данному вопросу как со стороны органов предварительного следствия, так и со стороны должностных лиц, в чей адрес поступают представления.

— Что такое добровольное возмещение убытков?

— Это возмещение виновником ДТП затрат на оказание медпомощи пострадавшему (выезд «скорой», затраты на лечение в медучреждениях), процессуальных издержек (стоимость проведения назначенных экспертиз) в добровольном порядке, т. е. при отсутствии вступившего в законную силу решения суда, предписывающего ему возместить данные убытки. Причем виновник ДТП может погасить все затраты в добровольном порядке только во время предварительного расследования. Тогда в суде это будет считаться смягчающим его вину обстоятельством (в соответствии со статьей 63 УК).


Если же он откажется, то при признании его виновным в суде с него будут взысканы все упомянутые затраты и, кроме того, судебные издержки и госпошлина. Более того, если виновник ДТП уклоняется от возмещения причиненного ущерба, на его имущество может быть наложен арест, который впоследствии обеспечит также возмещение морального и материального вреда потерпевшим.

Сейчас примерно каждый второй обвиняемый оплачивает причиненный ущерб добровольно.

— Какое количество уголовных дел направлено в суды, как часто применяется мера пресечения в виде заключения под стражу и какое наказание ждет виновника ДТП, в котором пострадали или погибли люди?

— За 9 месяцев прокуратурой г. Минска направлено в суды 80 уголовных дел. Еще до суда во время предварительного расследования в отношении 11 водителей, которые совершили ДТП в состоянии алкогольного опьянения или скрылись с места происшествия, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Водители должны понимать, что автомобиль сам по себе является источником повышенной опасности и управление им даже в трезвом состоянии по сути является опасным как для водителя, так и для пешеходов. А если за рулем автомобиля находится нетрезвый водитель, эта опасность возрастает в несколько раз. И каждый водитель должен знать, что если он позволит себе сесть пьяным за руль и совершит ДТП, в котором погибнут или пострадают люди, он будет изолирован от общества. Это твердая позиция прокуратуры.

Говоря непосредственно о наказании, нужно привести статью 317 УК, в соответствии с которой нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет. Если же погибли два или более человека, то это наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Если есть такие отягчающие обстоятельства, как управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и сокрытие с места ДТП, то, скорее всего, речь пойдет о лишении свободы. Пьяный водитель, который не покинул место происшествия и которому судом будет назначено наказание в виде лишения свободы, в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 57 УК будет отбывать наказание в колонии-поселении. Но если пьяный водитель скрылся с места происшествия, т. е. совершил преступление, предусмотренное статьей 159 УК «Оставление в опасности», то он будет отбывать наказание в исправительной колонии общего режима.

— Что учитывается в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств?

— Таких обстоятельств целый ряд. В соответствии со статьей 63 УК в качестве смягчающих обстоятельств рассматриваются явка с повинной, чистосердечное раскаяние, оказание первой медпомощи пострадавшему, активное способствование следствию, возмещение ущерба и др.

Отягчающие обстоятельства указаны в статье 64 УК. В частности, это совершение преступления лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, и др.

— В случае примирения виновника ДТП и пострадавшего (возмещения вреда) возможно ли прекращение уголовного дела?

— Да, такая возможность есть. Прокурор или судья вправе прекратить уголовное преследование лица в связи с примирением с потерпевшим в соответствии со статьей 89 УК и п. 2 ч. 1 ст. 30 УПК. За 9 месяцев 2010 года по вышеуказанным основаниям прокуратурой Минска прекращено 54 дела.

— Правомочно ли изъятие автомобиля после ДТП?

— Правомочно. Автомобиль необходимо исследовать — изучить его техническое состояние и повреждения, проверить, работают ли основные узлы и агрегаты, световые приборы, тормозная система, стояночный тормоз и т. д. Кроме того, может возникнуть необходимость в осмотре автомобиля экспертами, проводящими судебную автотехническую экспертизу, для определения угла столкновения и т. п. Расследование не будет объективным, если не проведут детальный осмотр машины. Чаще всего автомобиль изымают не более чем на месяц.


— Как приобщить к делу запись видеорегистратора? Что для этого указывать в протоколе? Что делать, если такая видеозапись противоречит мнению инспектора и он намеревается ее изъять и/или не приобщать к протоколу как «противоречащий», по его мнению, факт?

— Необходимо сразу сообщить инспектору, который проводит осмотр места происшествия, о том, что имеется видеозапись момента аварии. Участнику ДТП нужно настоять на внесении в протокол осмотра места происшествия фразы о приобщении к делу этой записи. В случае отказа водитель вправе его обжаловать в вышестоящей инстанции, самостоятельно указав в протоколе факт наличия такой записи и необходимости ее изучения в ходе расследования ДТП.

— Что делать, если запись видеорегистратора имеется, но в состоянии шока после ДТП про нее забыли и вспомнили/просмотрели только дома?

— Предоставить оригинал видеозаписи нужно сразу же. Не копируйте ее на винчестер компьютера, потом на флешку. Пусть лучше запись будет снята в присутствии сотрудника ГАИ. Если же вы о ней забыли, то можно написать ходатайство о приобщении записи к делу в орган, проводящий проверку.

— Посетители нашего сайта интересовались, чем закончилось расследование аварии, произошедшей на ул. Сурганова в мае этого года. Тогда на пешеходном переходе погибла велосипедистка, на которую совершил наезд водитель Volvo.

— Водитель автомобиля признан виновным в этом ДТП. Во время следственного эксперимента и судебной автотехнической экспертизы было установлено, что у него была техническая возможность остановиться с момента, когда он заметил велосипедистку, но он этого не сделал. Этот водитель был осужден.

— Участники нашего форума спрашивали об итогах еще одного расследования. В феврале этого года на проспекте Независимости около главного корпуса БНТУ столкнулись BMW и мини-вэн.




— Установлено, что водитель BMW превысил скорость, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с мини-вэном. Это и стало причиной ДТП. Однако в возбуждении уголовного дела было отказано, поскольку водитель BMW погиб.

Подводя итог беседы, заместитель прокурора г. Минска В. М. Мацель просит всех участников дорожного движения — как водителей, так и пешеходов — неукоснительно соблюдать правила дорожного движения и быть взаимно вежливыми на дороге. Помните, ваша безопасность в ваших руках.
Категория: Авто/мото | Просмотров: 3571 | Добавил: Golden-Eagle | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
1 punk89  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Радио
Каталог TUT.BY